Школа инструкторов-экзаменаторов ФКР. Подольск 2003. |
Эта школа традиционно проводится в середине сентября. На эти сборы съезжаются люди, которым доверена честь (иначе не скажешь!) получать и передавать информацию ученикам на местах. Участников школы не очень много, - только самые проверенные и достойные представители Кёкусинкай в России. Соответственно, и атмосфера - теплая и доверительная, как в дружной большой семье. Каждый год шихан ставит перед учениками разные задачи. В данном случае Александр Танюшкин решил сосредоточить усилия на сложной технике. Разбираются высшие ката, необходимые для мастеров. У многих черных поясов, - из тех, кто занимается организацией соревнований, просто руки не доходят, чтобы как следует отточить знание высших ката, и Подольск становится местом откровений. С ходу эти ката и не выучить, они длинны и изощренны, на их изучение требуются не месяцы - годы! На эти семинары был приглашен, Том Сотис человек, искушенный в бое с холодным оружием. О своем прошлом ничего не рассказывает, но не стоит удивляться, если окажется, что этот человек принимал участие в секретных операциях и имел дело со смертью. По словам Александра Танюшкина, - его знания неоценимы... Кёкусинкай зарождался как боевое искусство, опытные воины, подобно ниндзя и самураям, умели использовать не только собственное тело, но и любой предмет, попавший им в руки, чтобы защитить себя или покарать противника. Многие традиционные знания утеряны, они ушли в могилу вместе со старыми японскими мастерами, и даже демократичный по сравнению с ними Ояма далеко не все свои навыки решился передать ученикам. Однако огромный опыт приобретен и спецслужбами, и Александр Иванович справедливо рассудил, что лучшим представителям российской школы Кёкусинкай будет полезно кое-что изучить. По мнению шихана, они в любом случае должны знать больше, чем преподают своим ученикам, но пусть периодически слегка приоткрывают завесу тайны перед новичками, (мол, вы тоже так сможете со временем, и даже лучше, если с пути Кёкусинкай не свернете).
Интересное наблюдение: практиковались с холодным оружием не все. Среди
людей, кто был пассивным наблюдателем, оказался и Анатолий Ащепков, президент
Кемеровской организации Кёкусинкай. Его называют в большей степени организатором
и инструктором и в меньшей степени бойцом. Анатолий с этим не спорит,
утверждая, что в душе он пацифист. Рассказал, что его в шестнадцать лет
чуть не убили в драке - под сердцем остался глубокий шрам от ножа. "Нож
на улице - страшная вещь, даже в неумелых руках, - мысли о холодном оружии
мне неприятны, вот почему я не стал учиться премудростям ножевого боя
у приглашенного мастера. Пусть силовые структуры изучают". Никто
Анатолия переубедить не пытался, и это - еще одно подтверждение многоплановости
и универсальности школы Кёкусинкай. - Для начала - пару слов о вашем додзё. Непохоже на стереотип, нарисованный фильмами, - никаких отъезжающих бумажных дверей, никаких ширм и звенящих занавесок. Зато много дерева, которое источает живой русский аромат. Отчего такое додзё у вас? Не противоречит ли японскому духу Кёкусинкай? - Не противоречит. Потому что в моем додзё преподается самый настоящий Кёкусинкай. Я не считаю нужным погружать своих учеников в напускную экзотику. Русский антураж, интерьер мне ближе по духу. Ну, ширмы, может, и сделаю, - это действительно удобно, для того же переодевания. Как будет выглядеть додзё, придумал, конечно, я сам, и исходил из чисто практических соображений, вычурное подражание восточному стилю - здесь лишнее. Как своя мастерская есть у мастера каратэ на Окинаве, так и у меня в России есть своя мастерская, где я стремлюсь довести до совершенства владение Кёкусинкай, и того же требую от учеников. Вот жаль, что у Игоря Гуцала, с его напряженной работой в Томской организации, совсем нет времени. Я бы хотел видеть его в своем додзё в числе учеников, хотя бы месяц. - Как я понял, перед вашими учениками из "российской глубинки" стоит сложная задача, - не только развивать себя, но и укреплять региональные организации Кёкусинкай, готовить спортсменов для соревнований, искать спонсоров, открывать дополнительные клубы-филиалы. Все-таки, что самое важное в их работе на местах? - Для учителя в Кёкусинкай самое важное - превратить своего ученика в инструктора. Это лучше, чем воспитывать спортсменов. Это - залог долговечности школы Кёкусинкай. Наши пояса, как вы знаете, не являются спортивными. Они дают понять, насколько хорошо человек знает школу. Да, есть последователи, которые будут нести знамя школы. Ащепков Анатолий в Кемерово, например. Я считаю, что и Петров Сергей будет достойно продолжать развитие школы, - на Алтае. Я считаю, что у вас в Томске - и Александр Ануфриев и Игорь Гуцал - очень перспективные люди, я возлагаю большие надежды и на них. А Игорь из ранга организаторов уже перешел в ранг носителя знаний Кёкусинкай. - Какие рекомендации вы даете представителям регионов на школах, касаемо методов обучения? Допустим, если речь идет о подготовке бойцов из тех ребят, кто овладел техникой, но страшится боли? - Есть разработанные и проверенные методики, и тренера о них хорошо знают. Страх - преждевременное явление. Задача инструктора - не торопить события, и правильно расставить акценты. Человек пришел в зал, чтобы заниматься одним, - допустим, нарастить мышечную массу, улучшить координацию движений или сбросить вес, а потом постепенно начинает ощущать прелести все новых и новых аспектов Кёкусинкай. Не надо его отпугивать, не надо его ставить на татами на второй тренировке, и даже на двадцать второй необязательно, ведь его легко поломать. Новичка надо заинтересовать, затем постепенно закалить, чтобы ему самому захотелось узнать, - "а что я могу, на многое ли я способен теперь?" И это состояние надо поддерживать в ученике всегда, и даже тогда, когда он сам станет мастером. Поиск абсолютной истины вечен... но не бесплоден! |