«Еще один шаг к мастерству»

12 декабря 2009 года в одном из самых крупных спортивных комплексов Томска "Юпитер" состоялся семинар для спортсменов Томской областной Федерации карате Кёкусинкай. В нем приняли участие 149 учеников из пяти клубов города Томска и города Северска.
Семинар проводил президент Томской региональной общественной организации «Федерация каратэ Кёкусинкай», мастер Кёкусинкай, 2-й дан - Игорь Владимирович Гуцал. Мероприятие включило в себя экзамен для бойцов на очередные ученические степени.


   Это тот самый зал, где проходят наиболее значимые соревнования. Где 5 лет назад состоялось грандиозное мероприятие, Первенство России по Кёкусинкай (IFK) среди юношей (14-15 лет). В этом зале ежегодно проходит Межрегиональный Чемпионат и Первенство «Победа». Здесь же с 3 по 5 апреля 2009 года прошёл плановый семинар-аттестация для спортсменов Сибири под руководством президента-основателя Федерации Кёкусинкай России Александра Ивановича Танюшкина (6 Дан, город Москва). Зал, пропитанный горечью поражений и эйфорией побед.

   Стройные ряды учеников, облаченных в белые кимоно, внимательно следят за мастером. Впереди – старшие пояса. Сзади – новички. Никто не отвлекается, все сосредоточены. Дисциплина – на высоте. Заинтересованность каждого – полная.

   График занятий плотный: Утром – первая часть семинара. Затем – четырех часовой перерыв на обед и отдых, и – вторая часть. Долгожданные экзамены, сдача на пояса – с семи до десяти вечера.
   В зале помимо спортсменов также находятся и более полусотни родителей. Многие с детьми – младшими братьями и сестрами спортсменов. Все они с большим интересом наблюдают за происходящим.

- Фудо-дачи.
- Ос!
- Фудо-дачи!
- Осс!!

   После приветствия и традиционных разогревающих упражнений мастер и ученики приступают к шлифовке базовой техники Кёкусинкай и детальному разбору сути каждого элемента.

   Семинар – это хорошая возможность разложить всю технику на составляющие, объяснить принципы, показать, для чего нужен тот или иной элемент. И здесь даже новичкам сразу становится понятно: абсолютно каждый, даже простейший удар или блок, либо странное на первый взгляд сочетание траекторий рук содержит целый ряд универсальных приемов. Захват и освобождение от захвата, вывод противника из равновесия, неожиданная контратака, перехват инициативы и неожиданная контратака... Удар может быть использован как блок, блок - как удар. Для большей наглядности мастер демонстрирует прикладные аспекты карате в паре с одним из старших учеников.

- Смотрите на меня! Цуки. Базовый удар. При выполнении работают обе руки. Но если вы будете использовать технику, которую применяете на соревнованиях, то наносить удары будете одной рукой. Маката? Понятно? Но этот удар носит прикладной характер… смотрите!

   Информации по-настоящему много – попробуй, запомни! Но мастер подает ее убедительно и доходчиво, как это и принято в региональных Школах Федерации Кёкусинкай России (IFK). Многие папы и мамы загораются желанием встать рядом со своими детьми, чтобы тоже впитать в себя эти полезные знания, навыки, а также уверенность в себе.


- Впечатления от семинара такие: это мощно! – признается Ксения Федотова, мама одного из учеников. - Даже самой захотелось записаться на карате... Как раз хочу узнать, есть ли возможность тренироваться "пенсионерам". Я давно слышала про Кёкусинкай. Но, честно говоря, не ожидала, что это так мощно. Вообще, раньше к карате я как-то не относилась серьезно, потому что не могла соотнести эти навыки с реальной жизнью. Было непонятно, как эти знания можно применить не на соревнованиях, а на практике, на улице. А сейчас вижу, как Игорь Владимирович объясняет, и понимаю, что все эти навыки можно использовать для самозащиты. Ситуации жизненные описываются. Мы с охраной-то не ходим, а на улицах темнеет рано. На тренировках есть что почерпнуть, уверенность появляется, - я по сыну своему это вижу. В отношениях с людьми ты можешь за себя постоять. Пусть даже не кулаком, а словом. Все эти движения, которые ты изучил, тебе придают в этом уверенность. Обидчик наверняка почувствует эту внутреннюю силу и не станет делать глупостей.


- Я хочу отметить харизму Гуцала, - говорит отец одного из учеников Андрей Лаврентьев. – На него достаточно один раз посмотреть, чтобы понять: вот настоящий мастер. Вот у кого учиться нужно! Тут и для ребенка, и для взрослого человека многое понятно. Даже для того, кто незнаком с боевыми искусствами. Когда он начинает объяснять смысл движения, становится ясно для чего все эти стойки, все эти ката. Хотя он сам повторяет, что Кёкусинкай - это не балет, я вижу: если все грамотно и технично выполнять, получается не менее красиво, чем балет. Впрочем, красота в этом деле не главное. Главное то, что все эти приемы работают, и это наглядно показано на семинаре.


   Тем временем Игорь Гуцал внимательно присматривается к ученикам, многих поправляет, подсказывает, в чем ошибка при выполнении техники. Инструктора в этот процесс не вмешиваются, но тщательно фиксируют все ошибки.

   Частично ошибки удастся исправить до экзамена, но если техника сырая или ученик не в форме, он не будет допущен до сдачи на пояса.

«Пожалуйста, дайте ему шанс!»

   Объявлен четырехчасовой перерыв между тренировками. Большинство учеников отправляются домой, пообедать и немного отдохнуть.
   Во время этого перерыва отец одного из юных спортсменов настойчиво уговаривает тренера Константина Родина дать шанс его семилетнему сыну. Молодой мастер и педагог терпеливо объясняет, почему нежелательно выставлять мальчика на экзамен.

- Поймите, если он не сдаст, то разревется. Ведь это серьезный психологический удар. Он еще не готов. Я ведь не случайно перевел его в группу со старшими ребятами. Потому что, честно говоря, у него поведение было не очень хорошим в младшей группе. Зато теперь, в группе старших он себя спокойно ведет, не отвлекается. Вот увидите: к следующему семинару у него уже хорошая техника будет.

- И все-таки, Константин Александрович, давайте дадим моему сыну шанс! – не сдается отец юного спортсмена. - У него хотя бы стимул будет. Ведь если не будет участвовать в экзамене, то разочароваться может. Так он хотя бы будет знать свои ошибки!

- Ошибки ваш сын будет и так знать, потому что я ему о них обязательно скажу, - втолковывает Константин Родин. - Я понимаю, что ему обидно, ведь он давно тренируется, как и другие ребята... Можно, конечно, дать ему шанс, но у него ошибок много. Да и не надо вам так переживать, ведь ему всего лишь семь лет! Я в первый раз сдавал на белый пояс, когда мне было девять. И не смог сдать. Выдержал этот экзамен только в одиннадцать лет. Вот когда ваш сын все по-настоящему хорошо выполнит и сдаст на десятый кю, он уже уверенно будет думать о следующем поясе. И будет знать, что пояс свой получил заслуженно. Эту базу, три пояса - белый, белый с синей полоской, синий, - надо пройти не торопясь. Если пробежит наскоро, то нахватает много ошибок, которые потом очень трудно будет исправлять. А сейчас - представляете, он не сдаст, и сегодня домой придет, будет реветь весь вечер. Вот здесь как раз и может быть разочарование…

- Ну все, понял, понял... Хорошо.

- Давайте я еще посмотрю на него на второй тренировке, потом определимся. Вы сейчас ему ничего не говорите, скажите, пускай работает, старается, а там видно будет.

- Понял, спасибо вам!

   С этими словами погрустневший родитель отправляется в раздевалку говорить со своим сыном. Сумеет ли переубедить? Время покажет. Конечно, участие родителей в судьбе своих детей – это самый важный фактор воспитания. Каким бы хорошим ни был тренер.

«Сконцентрируйтесь! Вокруг никого нет!»

- Тайкеку соно ичи! Йой!. Ичи! Ни! Сан!..

   Началась вторая половина семинара. Она включает своего рода «генеральную репетицию» перед экзаменом. Вновь ученики отрабатывают необходимый перечень элементов техники, удары, блоки, стойки и ката.

   Старшие пояса освободили пространство, расселись за пределами основного пространства спортивной площадки. Все внимание – на новичков. Игорь Владимирович вызывает младших, по несколько человек. Они встают в один ряд и отрабатывают набор элементов, необходимых для того, чтобы выдержать экзамен.

- Не стесняйтесь, это еще не экзамен, - повторяет Игорь Гуцал. - Лучше сейчас поправить ошибки. Настройтесь. Еще есть время!

   Если претенденты волнуются, и если усталость начинает брать свое, то недоработки в технике начинают легко обнаруживаться. Чувствуя на себе взгляд мастера-экзаменатора, новичок начинает путаться еще сильнее.
   Игорь Гуцал внимательно смотрит на каждого, подходит, корректирует стойки и траектории ударов, слушает дыхание.

   Именно в этот момент их инструктора принимают окончательное решение – будет ли ученик принимать участие в экзамене. Затем новичков сменяют средние и старшие пояса.
   Большую часть ката они выполняют без счета вслух, по команде «Могорэй!» Это нужно для того, чтобы продемонстрировать самоконтроль, концентрацию, умение выдержать ритм и уложиться в стандартный хронометраж.

- Общий уровень с точки зрения кихона пока недостаточно сильный! - строго подытоживает Игорь Владимирович, обращаясь к притихшим участникам семинара. - Я не говорю это обо всех. Среди вас есть очень хорошо подготовленные ученики... Тебя как зовут? Даша? Даша - молодец! Можно в пример ставить. Тренер кто? Понятно... Хорошенько думайте перед тем, как выходить сдавать экзамен. Помните: пояса - это не повязки. Они должны соответствовать уровню подготовки. Сегодня экзамен сдадут не все. А теперь подойдите все к своим сэмпаям, чтобы обсудить ошибки, чтобы окончательно определить, сдаете вы сегодня экзамен или нет...

   Ученики собираются в три большие группы вокруг своих тренеров. Сэмпаи громко спрашивают:

- На старшие пояса сдавать кто-нибудь хочет? Ты? Хорошо, сдавай... Ты? На 6-й кю? Подожди... Нет, тебе не стоит. Лучше на следующем семинаре. Давай лучше как следует подготовимся, поработаем над ошибками. Тогда и сам будешь больше в себе уверен. И разочарований не будет... Так! Претенденты на пояса остаются здесь, могут сходить немного перекусить и затем готовятся к экзамену. Остальные: встречаемся во вторник на тренировке!

- Ой, как жалко, что не сдаем… - грустно молвит девочка лет 13 своей подружке, и обе медленно, словно нехотя, уходят переодеваться. Следом за ними тянутся еще несколько "отказников" разного возраста. Большая часть группы остается на экзамен. Они накинули спортивные куртки с символикой томской федерации Кёкусинкай, надели под кимоно свитера и водолазки, чтобы не остыть, не простудиться, - в огромном зале «Юпитера» явно не жарко в эти морозные дни. Кто-то отдыхает, кто-то советуется со своим тренером или шлифует технику, кихон. Младшие братья и сестры учеников стоят неподалеку, некоторые даже пытаются подражать, повторять движения. Пройдет несколько лет, и они, скорее всего, последуют примеру своей «боевой родни», пополнив стройные ряды учеников Кёкусинкай.

«Делайте, как научились!»

- В ряды! – раскатывается по залу эхо команды. Более ста спортсменов быстро занимают свои места. Теперь старшие ученики стоят сзади, младшие образуют передние ряды.
   Теперь им не у кого подсмотреть правильность техники. Тут действительно – что умеешь, то умеешь. Озадаченные строгим и даже придирчивым замечанием насчет общего уровня подготовки, претенденты на пояса взволнованы всерьез. Но во фразе, произнесенной Игорем Гуцалом, содержится не столько упрек, сколько педагогический фактор: «не обольщайтесь, ваша техника далеко не идеальна. Поэтому каждому придется постараться».

   Перед учениками появляется экзаменатор. Уважаемый всеми мастер, старший наставник. Вряд ли кто-то знает, что он провел предыдущую ночь почти без сна. Но лидер томских бойцов Кёкусинкай держится молодцом. Настоящий сгусток энергии, облаченный в белоснежное кимоно и именной черный пояс с двумя золотыми полосками.

- Уважаемые родители! Извините, но на экзамене вы присутствовать не будете. Таковы правила! Сэмпай ни рэй!

   Мамы и папы каратистов с легкой досадой удаляются в фойе и коридоры спорткомплекса, ожидать решения участи своих детей.
   Игорь Владимирович проходит перед учениками, еще раз вглядываясь в каждого. В руках у него - тетрадь, в которой будут отмечены выявленные ошибки. В нее же вложен лист со схемой построения. Ученики, стоящие в рядах, условно обозначены в этой схеме пронумерованными кружками. Это позволит оперативно и без лишней субъективности отметить сильных учеников. А также недостаточно подготовленных – кандидатов «на вылет». Ряды обходят внимательные сэмпаи, строго напоминая:

- Стойте в рядах ровно, местами не меняйтесь, чтобы вам не приписали чужие ошибки!

   Звенящая тишина. Все более чем серьезно. Видно, волнуются не только ученики, но и их инструктора - те, кто вкладывал душу в подготовку спортсменов. Сейчас все решится.

- Так... - Игорь Владимирович сурово обращается к девочке лет десяти, стоящей в первом ряду. - Десятые кю должны знать, как завязывать пояс!

   С этими словами мастер подходит к ученице, развязывает странный узел и заново опоясывает смутившуюся девочку. Ладно. Правильно завязанный пояс - это один из факторов, часть этикета. Посмотрим, как у нее с техникой...

- Фудо дачи!
- Ос!

   Итак, экзамен начался… Не нужно разбираться в градации поясов, чтобы понять: в первом ряду – действительно новички. Большинство действуют вразнобой, с разным настроением, что видно по выражению лиц. Один кусает губы, другой таращит глаза, третий то и дело зажмуривается, морщится. Многие оглядываются: смотрит мастер или нет?

   Но дальше, к задним рядам, где отрабатывают технику старшие ученики, взгляд прослеживает возрастающую четкость и слаженность.

   Желтые и зелёные пояса - это одинаково уверенный прищур, одна на всех решимость: выдержать экзамен, во что бы то ни стало! Доказать, что уровень подготовки соответствует очередной ученической степени. Они тоже выполняют базовую технику белых поясов. Старшим бойцам этот период времени не только дает возможность разогреться, но и обеспечивает нужную кондицию. Проще говоря, к моменту, когда экзамен коснется непосредственно их, они будут достаточно усталыми, чтобы обнаружились возможные огрехи в технике.

- Не обращать на меня внимания! – командует мастер. - Делайте, как научились. Не надо переживать! Никакой суеты! Соберись и сделай!

   Вторя счету и выполняя удар, все ученики хором кричат «Ос!» Явно выделяется голос мальчика, стоящего в переднем ряду. У него не отработана стойка дзенкуцу, мальчик ошибается, забывает выпрямить отставленную назад ногу. Видимо, чувствует свои огрехи и словно бы старается компенсировать их силой крика.

   Сдаст ли экзамен? И он не один, в чей адрес может прозвучать этот вопрос.

- Сэйкен! На кулаки встали! Девочки - на ладони...

   Эту уточняющую команду выполнили лишь две девочки из четырех. Две другие предпочли отжиматься на кулаках: «чем мы слабее мальчишек?»

   Двадцать отжиманий, двадцать подъемов - упражнений на пресс. Кряхтят, пыхтят, но делают. На последних секундах колено так и тянется к полу, чтобы дать отдохнуть кулакам. Но нельзя! Сам же просился на этот экзамен!

- Пацаны, пацаны-ы, - качает головой Игорь Владимирович, глядя на двоих явно выдохшихся учеников, которые силятся одолеть второй десяток отжиманий. - Уважать-то себя надо! Отжиматься по утрам и вечерам на кулаках…Го! Року! Сичи!.

   Но что кулаки? Разве это большая трудность? Вот подойдет время желтым поясам отжиматься, - им не только на кулаках, но и на пальцах предстоит это сделать. У 5-х и 4-х кю условия еще жестче.

   Не случайно говорят, что именно зеленый пояс - это «врата» в Кёкусинкай. Да и по качеству техники, - если понаблюдать со стороны, - зеленые пояса намного сильнее отличаются от желтых, чем желтые от синих…

   За отжиманиями следует упражнение на пресс. Ну, тут все более или менее справились.

- Так, хорошо. Теперь десятые кю - выйти из рядов! Одевайтесь, присаживайтесь на места зрителей и ждите результатов экзаменов!

   Здесь нужно отметить, что лет пятнадцать назад отсев тех, кто не справился, происходил в процессе самого экзамена. Даже в самом начале мастер мог вывести ученика из рядов и небрежно бросить ему: «Свободен! Домой!». Теперь все происходит гораздо педагогичнее и не вызывает слез обиды.

- Фудо-дачи!.. Сэмпаи подойдите ко мне!.. Так... Один, два, три, четыре, пять... Вот этот в стойке вообще не стоит... Чей? Надо исправлять...

   Посовещавшись с тренерами и определив судьбу маленьких претендентов, мастер возвращается к ученикам средних и старших степеней…

«Верьте в себя!»

   …Экзамен продолжается. Кандидаты на зеленый пояс по очереди демонстрируют технику санчин-но ката.

   Жесткость стойки, стабильность дыхания тут же проверяет сэмпай, нанося жесткие удары кулаками и подъемом стопы по разным частям тела ученика.

   Некоторые сбиваются, ускоряют темп или делают паузы. Девушек тоже постукивают, но, понятное дело, немного слабее.

- Не обращай внимания! Вокруг тебя никого нет!

   «Крепко стоишь на ногах? Ведешь руки по четким траекториям? Силовое дыхание в норме? А если тебя вот сюда ударить? А вот сюда? Держишься, молодец!»

- Хорошо... Следующий! Санчин-но ката... Йой! Хаджиме!

   Так незаметно пролетают два часа. И, невзирая на критику, которая предшествовала экзамену, большинство учеников сумели выдержать испытание. Вновь объявлено общее построение. Родители с надеждой на лицах возвращаются в зал, торопясь увидеть своих детей.

   Игорь Владимирович вместе с сэмпаями обходит ряды и крепко пожимает руку каждому, кто успешно сдал экзамен. Звучат аплодисменты.

- Поздравляю! Желаю успехов и дальнейшего роста! Ос!

   Младшие пояса буквально прыгают от радости, с гордостью и легким смущением поглядывают на своих пап и мам. Но и для каждого из тех, кто не смог пройти испытание, Игорь Владимирович находит свои подбадривающие слова.

- Я уверен, что все у тебя будет нормально. Тренируйся, исправляй те ошибки, о которых тебе напомнит твой сэмпай. Верь в себя. И на следующем семинаре обязательно сможешь сдать экзамен! Удачи тебе! Ос!

   Экзамен завершен. Подавляющее большинство учеников довольны: теперь им предстоит носить новые пояса - символы роста, заслуженные упорной работой над собой. Звучит лаконичная поздравительная речь Игоря Владимировича:
- От имени Томской городской федерации Кекусинкай, от имени Северской городской федерации Кекусинкай, от имени Федерации Кёкусинкай Томской области, от имени Федерации Кёкусинкай России и Международной Федерации Кёкусинкай (IFK), поздравляю всех успешно сдавших экзамен! Ос! Домо аригато газда матсута! Ос!

   Вот и остался позади этот морозный декабрьский день. Непростой, тяжелый и очень насыщенный день, который принес большинству учеников томской Школы Кёкусинкай еще одну важную победу над собой. Уже завтра они повяжут новые пояса и отправятся на очередную тренировку. Чтобы твердо и уверенно шагать к мастерству. К заветному Черному Поясу общества искателя Абсолютной Истины на пределе человеческих возможностей. К заветному поясу Школы Кёкусинкай.

Журналист: Олесь Калашник

Гуцал И.В. (2 Дан)
Родин К.А. (2 Дан)
Шагеев С.А. (2 Дан)
Анисимов Н.О. (1 Дан)
Доманевский А.А. (1 Дан)

Интервью о семинаре с тренерским составом
Томской областной Федерации Кёкусинкай.

Игорь Владимирович Гуцал (2-й дан) –
президент Томской областной Федерации каратэ Кёкусинкай (IFK)

- Игорь Владимирович, как отразились морозы и эпидемия гриппа на посещаемости тренировок и плане мероприятий?

- Несмотря на то, что у большинства наших учеников крепкий иммунитет и заболевших сравнительно немного, нам, все же, пришлось перенести семинар и сдачу на пояса. То есть, это событие изначально было запланировано на вторую декаду ноября.
   Я скептически отношусь к паническим настроениям в обществе, к перестраховкам. Но все мы понимаем, что грипп - это серьезно. Поэтому применяем все необходимые профилактические меры. Каждый тренер ведет работу и с детьми, и с их родителями, дает советы и рекомендации в отношении распорядка дня, питания, использования профилактических средств, в отношении личной гигиены. Все мы настраиваем ребят: берегите здоровье! Оно и для больших побед понадобится, и для того, чтобы доказать право на новый пояс, и вообще - для полноценной жизни.
   Мы люди адекватные и все понимаем. Вот сегодня в нашем зале 150 человек получают полезную информацию. А должно было быть в полтора раза больше.

   Это не значит, что все остальные ребята заболели. Просто их родители продолжают опасаться эпидемии гриппа. Ну и морозов тоже.

- Многие родители отмечают практическую направленность семинара, - то, что вы не только помогаете ученикам отточить технику, но и понять, как ее применить в жизни, за пределами тренировочного зала. Это ваш личный подход или методика, характерная для всей Школы Кёкусинкай?

- Что касается содержания семинара, то здесь всё традиционно. Задача - не изобретать что-то новое. А поправить технику, закрепить её и способствовать пониманию сути всех её элементов. Человек должен понимать суть, даже если он маленький. Что дважды два - четыре. Не трогай - обожжешься. Можно повторять, что это горячо, что это скользко. Но пока он не обожжется, не поскользнется, он не поймет, что это такое.
   Ситуация такова, что на сегодняшний день Школа Кёкусинкай (IFK) – едина! Знания общие. А вот подача знаний отличаются. Подход к преподаванию среди тренерского состава отличается. Каждый инструктор видит её по-своему. Кто-то считает, что прикладной аспект карате давать нельзя не только на ранней стадии, а вообще. Что это закрытые знания для избранных мастеров! Я же к этим попыткам сделать из знаний так называемые «секреты» отношусь скептически. До чёрного пояса ещё дойти надо. А пока ты до него дойдешь, ты можешь прозаниматься пять, десять лет. И что, на протяжении этих лет ты не должен понимать, какой смысл заложен в тот или иной удар или то или иное ката? Гадать, каковы варианты их использования? Я считаю, что это, извините, маразм… Техника, прежде всего, должна быть эффективной.

   Когда ты понимаешь, что это «работает», у тебя настоящий интерес просыпается. И в этот момент ты начинаешь понимать, что тебе именно это нужно. В ходе тренировочного процесса ты начинаешь отдавать приоритет той или иной технике. Если ты легкий, верткий, ты понимаешь, что твои броски будут недостаточно эффективными, тебе не надо поднимать тяжелого человека. А если ты тяжелый, зачем тебе «сверх» прыжки или высокие удары ногами, когда ты цуки можешь просто-напросто проломить стену?

   К слову о различиях в возрасте, росте, весе и строении тела. Тем и уникальна Школа Кёкусинкай, что мы с 10 кю по 3-й дан, мы учим всему арсеналу техник, а уже потом, став мастером, каждый выберет и будет шлифовать то, что ему ближе всего.

   Но тем не менее он должен нести всю технику через года, знать должен все аспекты, чтобы передать их подрастающим ученикам и дать им возможность полноценного выбора в дальнейшем

   А если изначально будем выбирать и ограничивать, то мы довыбираемся до того, что станем тренировать себе подобных. Тяжеловесы - тяжеловесов, легкие - легких. А это ненормально, согласитесь. Так что тренер Кёкусинкай должен знать технику от и до, знать психологию учеников от и до. Должен быть готов к каждому подобрать свой ключик.

- Видно, что многие ученики едва способны справиться с волнением, особенно, когда вы, как экзаменатор, находитесь неподалеку. Содействуете ли вы тому, чтобы ребята взяли себя в руки? И нужно ли это делать?

- Я не «разгоняю», не провоцирую эмоции у людей. А стараюсь их, наоборот, успокоить. У меня принцип простой: никогда никого не валю на экзамене. Но и поблажек стараюсь не делать. И считаю так: учить нужно во время уроков. А зачем чрезмерно гонять во время экзамена?

   А сдача на пояс - это демонстрация ранее полученных знаний. Демонстрация отработанных, или недостаточно отработанных техник. Это констатация факта: либо ты умеешь, либо нет. Либо выдержал экзамен. Либо иди в свой зал и тренируйся.

- Надо полагать, что даже самые простые элементы техники, тот же удар ногой «кин-гери», старшие ученики выполняют намного профессиональнее, чем белые или синие пояса. Оценивая уровень техники у обладателей разных ученических степеней, как вы определяете: этот готов, а этот еще слаб? И допустим ли «аванс», кредит доверия, если ученик Кёкусинкай подает надежды?

- Конечно, есть «пограничные» ситуации, когда непросто принять решение: вроде бы и ошибается ученик, выполняет какой-либо элемент техники неправильно, или нестабильно.

   Но ведь мы, инструктора, общаемся между собой. И знаем историю каждого ученика нашей Федерации Кёкусинкай. Бывает так, что недостаточно подготовленный спортсмен на протяжении нескольких месяцев проявлял упорство и сделал огромный шаг вперед. Он проделал более успешный путь и сильнее вырос, по сравнению с прогрессом того, кто изначально одарен, но вел себя как лентяй. Конечно, такого не очень способного, но зато очень упорного бойца нужно поддержать и позволить ему сдать экзамен. Если ошибок сравнительно немного. Это происходит, когда инструктор уверен, что претендент на пояс в дальнейшем все ошибки исключит. Здесь есть и педагогический момент.

   Но все это справедливо в отношении младших ученических степеней. Когда речь идет о старших поясах, - зеленых и коричневых, тут всё очень и очень строго.

   Во всяком случае, тех, кто не готов подтвердить свое право на очередное повышение ученической степени, мы на экзамен не допускаем. Пусть он лучше расстроится в личном разговоре с тренером, чем будет «забракован» во время экзамена на глазах у своих товарищей.

- Как влияют такие семинары на последующий тренировочный процесс?

- После каждого семинара даю рекомендации тренерам. Каждому - свои. Мы постоянно общаемся, проводим «разбор полётов». Над чем поработать, что исправить. Сэмпаи тоже работают на семинарах, присматриваются к ученикам.

   Последний семинар очень хорошо помнишь, в связи с тем, что у нас есть свой сайт, и мы отражаем на нем практически всё. На нем выкладываем множество фотографий с события. Благодаря этому на следующий семинар ученики приходят, и ты уже видишь: этот вырос. А этот не исправляет свои ошибки. Тем более что всех своих учеников мы хорошо знаем. Хотя их и много.
   С младшими работать непросто, есть опасность «перехвалить» или глубоко ранить критикой.

   Старшие пояса - другое дело. Каждый из них уже спокойно может выслушивать критику. Он - уже сформировавшаяся личность. Это окрепшие юноши и девушки, мужчины и женщины.

- На семинаре можно увидеть старших учеников, почти доросших до мастерской степени – коричневые пояса с желтой полоской. В чем необходимость их присутствия?

- Это не только необходимость. Это и их желание. Те, кто доросли до 1-го кю, те, кому предстоит сдавать через полгода, год экзамены на черные пояса, принимают участие в семинаре, чтобы оттачивать технику. Более того, я разрешаю им остаться и посмотреть, как проводится экзамен.

   Они сами хотят видеть, как построена работа с учениками, по какому принципу проводится экзамен. Аспекты преподавания для них важны, так как это - наши будущие инструктора. Конечно, меня радует то, что у них проявляется интерес не только к занятиям, к боям, но и к преподавательской деятельности. Так что у нас уже подрастает новый тренерский состав.

   Меня радует и то, что стало больше людей, которые возвращаются в зал после многолетнего перерыва. Мы с радостью принимаем их. Ведь это уже на сто процентов осознанное решение. Человек попробовал разное в жизни, и ему стало очевидно, что Кёкусинкай - достойная альтернатива многим занятиям. Особенно если говорить о бесполезных или даже вредных увлечениях - ночных клубах, пивбарах. Или даже просто о диванном безделии. В какой-то момент человек понимает, что настоящей рутиной в жизни оказались не тренировки в зале, а каждодневные мелкие развлечения, которые не приводят ни к чему хорошему. И – слава Богу, что возвращаются.
Как руководитель томской Школы Кёкусинкай, я доволен достигнутыми результатами. Доволен коллективом, который все усилия прикладывает для развития Кёкусинкай в Томской области, воспитания учеников, взаимодействию с их родителями и пропаганде здорового образа жизни.

- Участвуют ли родители в становлении учеников Кёкусинкай?

- Родители всегда разные. Большинству небезразлично, чем занимается, как растет их ребенок. Они готовы во всём его поддержать. Даже присутствуют на семинаре для того чтобы иметь чёткое представление о том чему учат их детей.

   Но попадаются и такие, которые равнодушно и даже нехотя отправляют своих детей на тренировку. С такими безразличными людьми, конечно, труднее взаимодействовать. Между тем, родительское участие в становлении характера бойца не менее важно, чем работа тренера. Я уверен: потом, когда все дети, которые занимаются у нас, вырастут, - у их пап и мам будет много возможностей по-настоящему порадоваться их успехам. Успехам не только в спорте, а вообще - в жизни.

- Чтобы стать мастером Кёкусинкай, достаточно отточить технику, развить выносливость и научиться побеждать на татами? Или требуется что-то большее?

   При сдаче экзаменов на чёрные пояса обязательно учитываются индивидуальные особенности бойца, его психологические и моральные качества. Здесь можно провести сравнение с законом об оружии. Иному человеку и разрешение-то нельзя выдавать: ведь дурак, который себя не контролирует или отморозок по людям стрелять начнет! Также и с чёрным поясом. Вот почему в Интернациональной Федерации Кекусинкай, которую возглавляет Стив Арнейл, а в России - Александр Иванович Танюшкин, экзамены на чёрные пояса проводятся очень строго. Благодаря этому Федерация Кёкусинкай России и стала настолько сильной организацией, как в мире, так и в нашей стране.


Константин Александрович Родин (2-й Дан) –
президент Томской городской Федерации каратэ Кёкусинкай (IFK)

   Пик эпидемии гриппа уже прошёл. Сегодня в семинаре приняли участие полторы сотни человек, и я считаю, что это довольно-таки хороший показатель. Конечно, мы проводим работу, связанную с укреплением иммунитета в зимние, осенние месяцы. Старшие ребята - начиная с 12-13 лет - это уже самоконтроль. И мы говорим им лично, каждому: следи за своим здоровьем. Когда находишься в школе, не стой на сквозняках, держись на расстоянии от заболевших или не до конца выздоровевших одноклассников. Не стесняйся носить маску. Мы постоянно напоминаем им, что нужно хорошо, тепло одеваться, режим дня соблюдать, правильно кушать. Закаляться. Соблюдать гигиену, соблюдать режим дня. Ну конечно, комплекс поливитаминов должен присутствовать. Если возраст спортсменов маленький, то всю эту работу мы проводим в беседах с родителями. Должен отметить, что сегодня в семинаре участвуют многие из тех новичков, которые пришли к нам этой осенью.
   И все их родители – здесь. Вообще, такие практические занятия, в которых принимают участие ребята из нескольких клубов сразу – хорошая возможность пообщаться со многими родителями, укрепить их уверенность в том, что ребенок занят правильным делом. Ну и показать им масштабы нашей организации.
Еще я должен отметить, что каждый семинар - это не только конкретное мероприятие одного или двух дней. Это и подготовка к нему, и работа над ошибками после того, как семинар завершился. Даже у тех, кто прошел испытание и сдал экзамен на очередной пояс – техника далеко не идеальна. Ведь они ученики, а не мастера. И у всех без исключения есть необходимость работы над ошибками. Идеальных здесь нет. Труднее всего, пожалуй, работать с маленькими детьми. Многие из них ходят на тренировки больше года, и тоже хотят сдавать на пояс. Так как каждому по 7, по 8 лет, им трудно объяснить, что еще рано пробовать свои силы на экзамене. Да и родителей трудно разубедить, - ведь им тоже хочется видеть результат.
   Были случаи, что ребенок хорошо выполняет технику, но есть ряд ошибок. Может, он соберется сегодня и не допустит ошибок. А может, и нет. Потому присматриваюсь даже сейчас: а не поспешил ли я дать ученику разрешение на участие в экзамене? В ком я уверен на сто процентов, того я выставляю. Если говорить о потенциале новичков, то, честно говоря, большинство присутствующих здесь на семинаре учеников, - это талантливые ребята, которые уже через 2-3 месяца после первой тренировки могут сдавать экзамен на белый пояс. Во время семинара они, конечно, стоят сзади. Многим из них непросто увидеть и услышать мастера через несколько рядов, но в этом нет большой проблемы. Все задумано так, что впереди них стоят старшие ученики, которые лучше знают технику и на которых можно равняться. Для новичков многие из них уже стали кумирами, которые участвовали и побеждали в соревнованиях. Да и среди старших учеников много перспективных бойцов. Более того, уже наметилась подрастающая смена – будущие тренеры Кёкусинкай. Вот это радует больше всего. Это дает уверенность в будущем нашей Школы.


Николай Олегович Анисимов (1-й дан) –
руководитель Томского клуба Кёкусинкай каратэ «Восток».


   Ребята попали на очень полезное мероприятие, которое не только содержит большое количество информации, но и дает ребятам почувствовать себя частью одной большой организации - Школы Кёкусинкай. И мне приятно видеть интерес в глазах участников семинара. Прикладной аспект Кёкусинкай – тема, которая притягивает как новичков, так и профессионалов. И даже их родителей. Во-первых, карате - это не балет, как Игорь Владимирович часто повторяет. Во-вторых, есть много взрослых ребят, которым по 18 лет, и которым предстоит служить в армии. Да и не только в службе дело. Это улица, это клуб, дискотека, - у молодых людей в наше время много вероятностей столкнуться с опасностью. Молодежь сегодня – это группа риска, хотим мы этого или нет. И здесь, на семинаре, есть возможность услышать от носителя знаний точное толкование. Смысл. Суть. Основы и тонкости. Вокруг одного движения можно, в принципе, целую тренировку построить. Это особенно интересно старшим поясам. Такой тщательный, глубокий подход к проведению занятий способствует тому, что мы по-прежнему крепко стоим на ногах. Вы сами видите, сколько детей и подростков пришли на семинар. Они охотно занимаются.
   Набор, который мы объявили в сентябре, оказался массовым. Кёкусинкай продолжает набирать популярность, невзирая на экономический кризис или житейские трудности, с которыми сталкиваются родители. Все-таки они понимают, что занятия спортом укрепляют организм и характер. Правда, родители побаиваются приводить на занятия в период эпидемии гриппа. Новости тоже нагнетают обстановку. Хотя, если тщательно следить за своим здоровьем, соблюдать режим дня и правила гигиены, вероятность заболеть сводится к минимуму.
   Мы обязательно даем советы по питанию. Нагрузки идут большие, и я всегда говорю ученикам, чтобы они ели мед, пили отвар шиповника. И родителям, и детям напоминаю. Причем, это надо делать на протяжении всего года, а не в период эпидемий. А вот антибиотики мы не приветствуем. Иммунная система должна быть самодостаточной, полноценной. Ложку меда с утра натощак! Вот это проверенный, надежный способ укрепить здоровье и не заболеть в период эпидемий. Главное – чтобы родители не дремали. Вообще, от них многое зависит. Не только профилактика заболеваний, но и умение поддержать желание ребенка заниматься Кёкусинкай. Если он начинает сомневаться, надо ему ходить на тренировки или нет, родители должны побеседовать, переубедить, а не бросать ребенка на произвол судьбы. Если ребенок пропускает тренировки, он уже находится и не там, и не сям. То ли каратист, то ли не каратист… А если вообще бросает заниматься, то потом и в классе может стать изгоем. Ведь одноклассники всегда знают, кто чем занимается. И кто чем бросил заниматься. А обидеть бывшего каратиста - тут ведь многие подростки обеими руками «за»!. Это, кстати, еще один аргумент для сомневающегося ребенка. Возникают и другие проблемы, связанные с успеваемостью. Если ученик начинает приносить плохие оценки из школы, некоторые родители его наказывают, не пуская по две недели на тренировки. Ставят перед ним неразрешимую задачу: «выбирай – или школа, или карате». Но тренировки-то тут ни при чем! Отмените компьютер и улицу, отмените телевизор и другие бесполезные развлечения! Мы с детьми об этом разговариваем: «Учитесь хорошо!» Если ты занимаешься Кёкусинкай, то ты должен быть лучшим везде. Ты в школе должен учиться на пятерки, и на семинаре ты должен быть лучшим. А не сто сорок девятым из ста пятидесяти. Уважение к себе и волевые качества надо закладывать с малых лет, и не пускать развитие характера на самотек. В этом вопросе тренеры Кёкусинкай и родители учеников всегда должны быть союзниками.


Сергей Александрович Шагеев (2-й Дан) –
президент Северской городской Федерации каратэ Кёкусинкай (IFK)


   Вся работа, которую мы ведем с детьми, направлена на то, чтобы они занимались всерьез. Чтобы все они росли, становились мастерами, укрепляли Школу Кёкусинкай. Это больше, чем просто занять ребенка или подростка на два часа, чтобы он по улицам не болтался.
   А ребята у нас сегодня очень разные. Есть такие ученики, которым эта наука тяжело дается. Но благодаря своему упорству, они рано или поздно тоже допускаются до экзаменов. А есть настоящие таланты. Например, к нам недавно пришла очень перспективная девушка. Ей 15 лет. Занимается всего 2 месяца, но уже готова сдавать экзамен на 9-й кю. Дело в том, что до прихода в Кёкусинкай она 8 лет занималась художественной гимнастикой. Именно поэтому у нее хороший самоконтроль, общефизическая подготовка. Очень хорошо владеет телом, схватывает информацию на лету. Растяжка изумительная. Пришла она к нам так: когда мы были в летнем спортивном лагере, она подошла и спросила «можно позаниматься?» Разрешил. Визитку ей дал. Хотя был уверен, что она продолжит заниматься художественной гимнастикой. И вдруг… приходит в октябре! Оказалось, что ее тренер переехал в Новосибирск, и она решила заниматься Кёкусинкай. Она уже сформировавшаяся личность. Все-таки, в таком переходном возрасте сегодня молодежь либо в интернете, либо где-нибудь пиво пьет. Поэтому ее приход меня очень обрадовал. Впрочем, и ее надо переучивать в некоторых принципиальных вопросах техники. У них в художественной гимнастике баланс всегда перемещается на одну ногу, а у нас вес распределяется посередине. Поэтому не все так просто. С другой стороны, благодаря методикам, которые разработаны в ИФК, процесс переобучения происходит довольно быстро. Это я на собственном примере могу доказать.
   Я сам занимался раньше в ИКО. И разницу знаю. Чисто японская школа отличается закрытостью информации. Они показали: делаем так. А для чего, не объясняют. Пришел в зал - изволь заниматься, долби одно и то же без понимания сути. Понимание прикладных аспектов карате в ИКО считается прерогативой внутренней школы. Ичигеки… В конце концов, пришел я к Игорю Гуцалу со своим первым даном, техника была, а вот понимание... «Почему мы суп солим? Потому что так принято. Так в книге поваренной написано. Ах, оказывается, для того, чтобы он соленым стал?!» Раньше я занимался карате и всегда ощущал дискомфорт: чего-то не хватает. Добрался до черного пояса, казалось бы, должно было прийти понимание глубин. Мастером себя не чувствовал. А сейчас все по-другому. Все стало на свои места. На 2-й дан готовился два года. Ведь технику перестроить очень сложно. А сейчас я готовлюсь на 3-й дан, и у меня уверенность внутренняя. Эта уверенность основана на результате собственных усилий, а не на том, что я - якобы «модный парень» с деньгами и связями.
   Все это я говорю к тому, что у всех наших учеников благодаря принадлежности к ИФК, благодаря таким семинарам и такому учителю как Игорь Гуцал есть прекрасная возможность изначально отточить технику карате с пониманием её сущности. Не теряя время на догадки, на поиск истины методом проб и ошибок. В этом смысле я нашим новичкам, можно сказать, завидую!


Ксения Федотова:

   Сына зовут Никита, ему 10 лет. Мы тоже занимаемся недавно. Это первый семинар Кёкусинкай у нас. Никита ходит на занятия три месяца. Приходит домой. Делится впечатлениями. Я частенько слышу какие-то слова непонятные, спрашиваю у него, что это такое. Он мне объясняет. Показывает движения как-то непроизвольно начинает у себя в комнате тренироваться. Отношение изменилось. Уважение появилось. В жизни Никиты появился наставник. Николай Олегович. К тренеру вообще так серьезно относится. Не было такого, что в жизни он относился к чему-то серьезно. Здесь смотрю все серьезно, все по времени, какой-то режим начал соблюдать. Поменялся, короче говоря. Раньше мы пытались ввести в его жизнь такое понятие как «распорядок дня», но без особого успеха.
   Я не ожидала, что такие резкие изменения произойдут в его характере. Причем, они связаны именно с занятиями Кёкусинкай. Вообще, вся наша семья Никиту поддерживает, и папа, и родственники. Всем это дело нравится. Особенно, с такими наставниками. Я лично как мама скажу, что мне нравится вот это отношение тренеров к детям. Они вроде бы и не нянчатся с ними, не сюсюкаются, но и не держат на холодном расстоянии.
   Строгие, но заботливые. Все как-то в меру, золотая середина. Мы твердо уверены, что и впредь будем заниматьcя Кёкусинкай. Возможно, он станет знаменитым спортсменом. Но я знаю, что у него это не главная цель - как и цвет пояса. Тут идет какое-то внутреннее, "подкорковое" желание, которое они пусть даже и не могут пока понять, выразить словами. Это желание стать настоящим мужчиной. Кем он станет, когда вырастет - неважно. В любой профессии он будет достойно выходить из любого трудного положения, относиться к делу точно, технично и осознанно. Особенно на фоне современной цивилизации, где почти все рыхлые и расслабленные. И это не состояние даже тела, а состояние Духа. Честно говоря, сегодня редко встречаю мужчин, которые ведут себя достойно... А на тренировку придешь: вот они! Здесь видно, что у каждого сила не только в кулаках, а сила внутренняя. Это сила духа!

Евгений Аникин:

- У меня сын Максим, ему 7 лет. Кёкусинкай занимается недавно, с сентября. Так что этот семинар - первый. У меня, как у отца, впечатления такие: здесь, в самом деле, есть чему поучиться. Ну, семинар для того и семинар, чтобы все правильно делать, работать над ошибками. Чтобы поучиться у настоящего мастера. Чтобы на других ребят смотреть и тянуться за ними. Если честно, решение привести Максима в карате было моим. Естественно, мы его тоже спрашивали: хочешь или не хочешь? Он сразу согласился. Правда, у нас поначалу были колебания, в какую школу его привести, какой стиль выбрать. В итоге остановились на Кёкусинкай. Зашли на сайт, посмотрели информацию. Сравнили с другими сайтами. Томский сайт выглядит самым достойным, из всего что представлено в интернете. По крайней мере, из того, что я видел. Там есть самая полная, широкая, развернутая информация. Все прозрачно, все подробно, очень много фотографий, отчетов, статей. Все скомпоновано удобно. Все красиво и доступно. Видно, что организация серьезная. Кроме того, у меня есть знакомые спортсмены. Они тоже дали совет хороший, объяснили, чем хорош Кёкусинкай. Вот поэтому Максим и занимается сегодня этим видом карате. Хотелось бы, чтобы он и спортсменом хорошим стал, и мужчиной настоящим вырос. Ведь спорт всегда помогает. Это и рост, и развитие, и дисциплина, и умение себя защитить. Умение одолевать трудности. Конечно, Максим еще маленький, и неизвестно, что будет дальше. Но если он вдруг станет терять интерес к карате, мы будем искать слова и обязательно переубедим. И здесь хочется пожелать инструкторам терпения. У маленьких ребят, у новичков, всегда много огрехов, их наверняка трудно тренировать. И очень хочется, чтобы федерация Кёкусинкай развивалась и дальше. Тогда все наши дети будут в надежных руках.

Елена Шмакова:

Моему сыну Денису 11 лет. Кекусинкай он занимается совсем недавно, с 5-го ноября. Только пришли. До этого немного греблей занимался. Кто принял решение? Всей семьей. Научиться драться давно хотели, можно сказать, бабушка заставляла. Робкий. Мы понимаем, что робость можно преодолеть. Все зависит от того, в какие руки попадет. Здесь, я думаю, он в хорошие руки попал. Есть в школе забияка один. Пора его проучить. Вот приходит сюда, набирается смелости. Вообще, ходить на тренировки Денис согласился быстро. Долго уговаривать не пришлось. На другие вещи долго соглашается. Домой приходит, делится впечатлениями. Показывает движения. Самая главная причина для пропуска занятий - это морозы. Может быть, не все совсем понимают. Термины, слова японские. Бабушка уже предлагает для него книжку купить специальную. Словарь какой-то. Или на сайт зайти, где все термины расшифрованы. Ссылочку ему дать, чтобы сам запоминал. Чтобы все это абракадаброй не казалось. Особенно, когда ребят много, и в большом зале эхо, новичкам трудно понять, о чем идет речь. Ну, я надеюсь, если он по-настоящему будет интересоваться Кёкусинкай-карате, то сам постарается все узнать, выучить все нужные слова, все эти понятия, на будущее.

Татьяна Кондратьева:

Денис Шмаков – мой внук. Как только мы оказались в тренировочном зале, я сразу поняла, что карате - как раз то, чего не хватало нашему Денису. Здесь есть, у кого поучиться самозащите, дисциплине, силу воли развить. Хотя наш друзей пока здесь не нашел. Он еще не акклиматизировался, так сказать. Новичок, многое ему непривычно. Многие ребятишки, которые тоже в ноябре пришли, уже освоились, я-то за ними наблюдаю каждую тренировку. А он у нас еще в стороне держится. Ну, я думаю, это дело времени. Надо не пропускать занятия, приезжать на каждую тренировку. Денис вот только сегодня костюм в первый раз надел. То есть, кимоно. И сразу выглядит по-другому. Хорошо смотрится в одном ряду со всеми. И радуется очень! Как раз хотел сегодня в кимоно сфотографироваться, ждал этого дня с нетерпением. В такой специальной одежде наверняка стимул заниматься больше. А то конечно, спортивные штаны - это же неинтересно. Особенно, когда другие дети в кимоно. А вообще, на карате внук ходит с удовольствием. Первые дни не мог дождаться, - скорей бы пойти на тренировку! Далековато ехать, с двумя пересадками. Я его сопровождаю пока. И каждый раз убеждаюсь: мы выбрали то, что нужно. Тренер мне очень нравится, Игорь Владимирович. Все эти движения, да... Красиво, серьезно. По-мужски. Хотелось бы, чтобы наш мальчик тоже стал таким!

Геннадий Иванов

- Здесь у меня занимается дочь Алина. Ей 11 лет. В Кёкусинкай мы пришли по объявлению, было это года три назад. Попали в зал к Константину Александровичу. Я ее привел, показал, спросил: тебе это нравится? Она в первый же день сказала, что ей все это нравится. Она и сегодня говорит, что ей нравится заниматься карате. Конечно, мне было не все равно, чем дочь заниматься будет. Любой родитель своему ребенку добра желает. Танцы или музыка для девочки - это, конечно, хорошо. Но на наш выбор повлияло то, что на улице твориться. Что по телевизору показывают, какие непростые ситуации, преступления происходят по стране. Мы все понимаем: нужно, чтобы ребенок умел за себя постоять. Или чтобы мог быстро убежать хотя бы. Для чего тоже здоровье и выносливость требуется. По подворотням не ходит, находится при деле. Коллектив дружный. Алина и здесь с подругами дружит, и в школе к ней большое уважение есть. Да и в школе общие темы для беседы есть: одноклассница таэквондо занимается. Обмениваются впечатлениями. Ну, раз она до сих пор продолжает ходить на Кёкусинкай, это о чем-то говорит.
   Хорошо, что у тренеров отношение к детям замечательное. Хотя я в педагогике мало соображаю, но вижу, что все организовано грамотно. Дочь, по крайней мере, ни разу ни на что не жаловалась. Наоборот, довольна. Это у нас не первый семинар, и я уже понял, что у мастера, у Гуцала Игоря Владимировича очень высокий, достойный уровень!
   Единственное, чего здесь не хватает, как мне кажется, - это видеокамеры. Вот это бы все заснять, и на дисках ребятам потом раздать. Главное - слова его записать, потому что он же все очень понятно объясняет. Ведь технически это сделать, наверное, не очень сложно? Поставить камеру, а лучше две по бокам. Микрофон маленький нацепить, чтобы каждое слово было слышно. Они до того понятны, что даже расшифровывать, переводить не надо. Сел потом каждый ребенок перед телевизором, перед компьютером, и посмотрел запись семинара. Восстановил все детали в памяти, повторил, отработал заново. Тогда и отстающих меньше будет, наверное. Может, кто-то стесняется своих ошибок, а дома-то чего стесняться? Я бы хотел, чтобы у Алины были такие записи. Чтобы она быстрее успеха достигла. В спаррингах участвовать ей еще рано. Но я уверен, что когда до соревнований дорастет, то проявит себя достойно и со временем достигнет больших высот. Я сам максималист, и я хочу, чтобы Алина выросла такой же. Чем бы человек ни занимался, он должен стремиться стать лучшим. Хоть туалетную бумагу делать, но качественно. Раз занялась карате Кёкусинкай, пусть чемпионкой мира станет. А просто так ходить, пыль протирать - это не дело. Сами знаете: чем выше планка, тем большего добьешься... Для того и живет человек - чтобы цели ставить перед собой и этих целей достигать!

Андрей Лавреньтев

- Мой сын, ему 10 лет. Карате занимается около трех лет. Надеюсь, что сегодня будет сдавать на 7-й кю. Решение отдать сына в Школу Кёкусинкай мы приняли вдвоем с женой. Ему тогда было семь лет. Мы понимали, что в любом случае нужна спортивная подготовка общая, а потом это должно вылиться в какой-либо вид спорта. У нас старший друг уже занимался до этого год. Мы поговорили с родителями, они сказали: "Кёкусинкай - это очень хорошо, сходите и сами попробуйте". Мы отвели сына, посмотрели вместе с ним пару тренировок. Посетили потом семинар, и это стало для нас открытием.
   Принципиально я знал, что такое Кёкусинкай. Но вот то, как это организовано в Томске, действительно стало открытием! Это настоящая Школа боевых искусств! Какой судьбы я желаю для своего ребенка? Я считаю, что сейчас рано говорить о больших спортивных достижениях, но в любом случае - получится или не получится стать чемпионом, то, что будет заложено, в жизни пригодится. Это и физическая подготовка, владение своим телом, уверенность в себе. Он занимается в зале, не болтается по улицам. Не случайно здесь можно увидеть много девочек. Хотя это и жесткий вид спорта, но в наше время даже девчонкам нужно уметь постоять за себя. Да и знакомым не стыдно сказать о том, что сын занимается Кёкусинкай именно в этой организации: "вот есть сайт, зайдите и сами все увидите". Многие люди смотрят на нас, спрашивают мнение и сюда потом приводят своих детей. Сайт действительно очень хороший. Захожу - и душа радуется. Очень информативный, много фактов, подробности о любом мероприятии, о тех, которые запланированы. Много наглядных иллюстраций. Тренирует его Анисимов Николай Олегович. Наверняка где-нибудь есть мастера, которые многое знают, но не умеют объяснить. Но в Томской федерации Кёкусинкай - настоящие профессионалы. Очень хорошие педагоги, при этом настоящие бойцы, на которых детям можно равняться. И в общении очень приятные люди.
   Да, сегодня у молодежи много сомнительных развлечений. Компьютеры, интернет, молодежное телевидение, музыка, ночные клубы... На фоне всего этого Кёкусинкай - это как свет в окне. Когда сын начал заниматься, я, конечно, поднял литературу и прочитал очень много о карате. И понимаю, что те, кто шагает по ступенькам, дорастает до зеленых и коричневых поясов, они получают кое-что еще кроме физических навыков. А именно силу духа. Это философия, которая становится частью системы ценностей, влияет на образ мыслей, на поступки. Дисциплинирует, укрепляет веру в собственные силы. Карате позволяет этим ребятам быть очень уверенным в себе. Не в плане того, что вышел сразу на десятерых и навалял им. А в плане стойкости к самым разным жизненным ситуациям. Это умение держать себя в руках, твердо следовать принятым решениям. Очень приятно, что у нас в Томске такая серьезная организация есть, и что у наших детей есть возможность учиться у таких мастеров Кёкусинкай. Хочу пожелать им всем крепкого здоровья в новом году и говорю большое спасибо!

Алексей Горожанкин:

- У меня здесь занимается дочь Карина. Ей 11 лет. В зал пришла недавно. Она второй месяц занимается карате. Даже до слез стало дело доходить, - настолько ей понравилось на тренировках Кёкусинкай. Как-то неделю проболела, пропустила несколько тренировок. Порывалась пойти, не хотела от других ребят отстать. Но мы ее не пускали, пока не выздоровеет. Когда поправилась, то, конечно, с радостью вернулась в зал. Изначально решение привести ее в Кёкусинкай было моим. Дело в том, что я раньше сам занимался этим стилем карате, на протяжении четырех лет. Тренировал меня тогда Ануфриев Александр. Из-за непростой ситуации мне пришлось прекратить заниматься. Было это лет восемь назад. Случился в жизни период, когда я остался без работы. Порядка года не мог найти новую. Изначально оканчивал экономический факультет. Пришлось получать дополнительные знания, изучать искусство продаж. Начал с торгового представителя, в зарубежных компаниях работал, многое было внове. Потом стал заместителем директора продаж в крупной компании. Сами понимаете, при таких условиях времени на тренировки вообще не оставалось. И все эти восемь лет мне не хватало Кёкусинкай. Тело просило нагрузок. Я ведь до этого еще тяжелой атлетикой занимался, и Шотокан-карате. Так что организм изначально привык к нагрузкам. А теперь тело изнылось, что ли. Чувствуешь, что застоялся, грубо говоря.
   Так вот, с Нового года я хочу вернуться. И дальше продолжать тренировки. Хотя вижу, что будет непросто. И дело не только в утерянных навыках. Все течет, все меняется. Многое изменилось в технике Кёкусинкай. Явно она стала более совершенной. И в то же время более понятной и применимой в жизни. Удары, блоки, стойки, кихон... почти все придется изучать заново. Но у меня есть большой стимул. Причем, то, что меня физически тянет в зал - это не единственная причина. Пожалуй, главный стимул - это дети. Дочка Карина, о которой я уже рассказал, и маленький сын подрастает. Сегодня ему три с половиной года, и когда подрастет, я его тоже хочу в Кёкусинкай отдать. Ведь самое главное в воспитании детей - надо подавать им личный пример. Чтобы они видели: отец тоже в Кёкусинкай. И будет полное взаимопонимание в семье, стремление к общей цели.

Евгений Беляев

   Моему сыну Диме 9 лет. Кёкусинкай-карате занимается второй год. Тренируется под руководством Родина Константина. Как мы приняли решение пойти в карате, я уже не вспомню. По-моему, мы вместе, сообща подошли к этому вопросу. И он захотел, и я не против был. Польза карате для сына, конечно, очевидна. Это и здоровье, и техника, и боевые навыки. И уверенность в себе. Это поможет ему успеха в жизни добиться. Наверняка и для девчонок эти навыки полезными будут. Не случайно я здесь столько девчонок вижу. Значит, или они сами, или их родители тоже оценили важность этих тренировок. Чем бы потом человек ни занимался, в какую бы профессию ни пошел, - как Игорь Гуцал говорит, - все эти навыки в любом деле пригодятся. Я тоже когда-то боксом занимался. И знаю, насколько для мужчины важны бойцовские качества. А то, что сына отдал не в бокс, а в Кёкусинкай, так в этом нет ничего удивительного. Тут многое от организации зависит. Если честно, я вот даже как-то и не нашел, где в Томске можно сына боксу хорошо обучить. Наверняка, такие клубы есть. Но в том, как поставлено обучение в Томской Федерации Кёкусинкай, сегодня больше всего плюсов. Это и повлияло на окончательное решение. Здесь есть кому доверить сына. Здесь ребят тренируют настоящие мастера своего дела. Они знают суть боевых искусств, у них все отточено. Для учеников каждый из них - большой авторитет. Пример для подражания. Возможно, если бы в нашем городе была так же хорошо развитая организация бокса, я бы Диму туда отдал. Но сегодня лучше Кёкусинкай для него я не могу ничего представить... В принципе, мой парень настроен нормально. Всерьез. Бросать тренировки не собирается. Я считаю, в этом не только сила его желания, но и большая заслуга инструкторов. Они очень способные педагоги, просто молодцы. Работают достойно, так держать! Тут неплохие навыки преподаются. Где они еще узнают, как реально действовать в той или иной ситуации? Только здесь, на семинаре, где Игорь Гуцал все так подробно объясняет, показывает. Он помогает все как следует понять и запомнить. Я хочу пожелать здоровья и всем тренерам, и ребятишкам, которые занимаются Кёкусинкай. Вы на правильном пути. Не сворачивайте с него!

Руководители Томской областной Федерации каратэ Кёкусинкай выражают благодарность Петрук Андрею Витальевичу за высококачественные фотографии с проведённого семинара-аттестации.

В семинаре приняли участие следующие спортсмены:

Результаты экзамена:

1
Мовчанюк Марина
1 ДАН. Не сдавала экзамен на 2 Дан. (тренеры: Пономаренко С.В.; Гуцал И.В.). Томск.
2
Хуриганов Василий
1 кю. Не сдавал экзамен на 1 Дан. (тренер Гуцал И.В.). Томск.
3
Бузанов Иван
1 кю. Не сдавал экзамен на 1 Дан. (тренер Гуцал И.В.). Томск.
4
Мовчанюк Марина
1 кю. Не сдавал экзамен на 1 Дан. (тренеры: Родин К.А.; Гуцал И.В.). Томск.
5
Савин Артём
1 кю. Не сдавал экзамен на 1 Дан. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
6
Азаматов Али
2 кю. Не сдавал экзамен на 1 кю. (тренеры: Родин К.А.; Гуцал И.В.). Томск.
7
Попова Анастасия
1 кю. Не сдавал экзамен на 1 Дан. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
8
Шилов Дмитрий
3 кю. Не сдавал экзамен на 2 кю. (тренеры: Родин К.А.; Гуцал И.В.). Томск.
9
Кишенский Павел
3 кю. Не сдавал экзамен на 2 кю. (тренеры: Родин К.А.; Гуцал И.В.). Томск.
10
Саванин Юрий
3 кю. Не сдавал экзамен на 2 кю. (тренеры: Родин К.А.; Гуцал И.В.). Томск.
11
Сенин Константин
3 кю. Не сдавал экзамен на 2 кю. (тренер Доманевский А.А.). Томск.
12
Рыбалов Евгений
3 кю. Не сдавал экзамен на 2 кю. (тренеры: Родин К.А.; Гуцал И.В.). Томск.
13
Круглыхин Дмитрий
4 кю. Не сдавал экзамен на 3 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
14
Рогозин Артём
3 кю. Не сдавал экзамен на 2 кю. (тренеры: Родин К.А.; Гуцал И.В.). Томск.
15
Свалов Юрий
Сдал экзамен на 3 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
16
Никитенко Никита
3 кю. Не сдавал экзамен на 2 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
17
Хасанова Альфия
Сдала экзамен на 3 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
18
Калинин Анатолий
Сдал экзамен на 3 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
19
Уханов Сергей
5 кю. Не сдавал экзамен на 4 кю. (тренеры: Родин К.А.; Гуцал И.В.). Томск.
20
Черкашин Александр
Сдал экзамен на 4 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
21
Гуликян Артур
Сдал экзамен на 3 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
22
Сафияров Айдын
Сдал экзамен на 4 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
23
Попов Лев
Сдал экзамен на 3 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
24
Тявин Антон
Сдал экзамен на 4 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
25
Струков Данил
Сдал экзамен на 4 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
26
Чигулин Евгений
Сдал экзамен на 4 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
27
Савукова Татьяна
Сдала экзамен на 4 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
28
Форрат Николай
Сдал экзамен на 4 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
29
Жуков Данил
Сдал экзамен на 5 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
30
Абанькина Валентина
Сдала экзамен на 5 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
31
Мартынова Регина
Сдала экзамен на 5 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
32
Пыко Александра
Сдала экзамен на 5 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
33
Пагин Константин
6 кю. Не сдавал экзамен на 5 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
34
Величко Иван
6 кю. Не сдавал экзамен на 5 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
35
Ванюхин Владислав
6 кю. Не сдавал экзамен на 5 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
36
Зырянов Святослав
6 кю. Не сдавал экзамен на 5 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
37
Зуева Анна
6 кю. Не сдавала экзамен на 5 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
38
Зимина Анастасия
Сдала экзамен на 5 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
39
Джаналиев Марат
Сдал экзамен на 5 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
40
Капишников Радион
6 кю. Не сдавал экзамен на 5 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
41
Цимбал Андрей
6 кю. Не сдавал экзамен на 5 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
42
Скворцов Александр
6 кю. Не сдавал экзамен на 5 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
43
Зезюля Никита
Сдал экзамен на 6 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
44
Грачёва Мария
7 кю. Не сдавала экзамен на 6 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
45
Трифонов Максим
Сдал экзамен на 6 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
46
Пелевин Владислав
7 кю. Не сдавала экзамен на 6 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
47
Мейран Алексей
7 кю. Не сдал экзамен на 6 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
48
Зозуля Павел
7 кю. Не сдавал экзамен на 6 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
49
Казакбаев Рустам
Сдал экзамен на 6 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
50
Терентьева Дарья
Сдала экзамен на 7 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
51
Хохрякова Милена
Сдала экзамен на 7 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
52
Маздю Дарья
Сдала экзамен на 7 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
53
Шахова Кристина
Сдала экзамен на 7 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
54
Бирюков Данил
8 кю. Не сдавал экзамен на 7 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
55
Пагин Роман
8 кю. Не сдавал экзамен на 7 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
56
Кутковский Александр
8 кю. Не сдавал экзамен на 7 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
57
Терехов Вячеслав
8 кю. Не сдавал экзамен на 7 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
58
Вяткин Михаил
8 кю. Не сдавал экзамен на 7 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
59
Петренко Ольга
8 кю. Не сдавала экзамен на 7 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
60
Иванова Алина
8 кю. Не сдавала экзамен на 7 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
61
Кравцов Алексей
Сдал экзамен на 7 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
62
Глушков Игорь
Сдал экзамен на 7 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
63
Гальцов Егор
Сдал экзамен на 7 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
64
Кузнецов Андрей
Сдал экзамен на 7 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
65
Гаврилова Кристина
8 кю. Не сдавала экзамен на 7 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
66
Бояринцева Наталья
Сдала экзамен на 7 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
67
Белевцев Семён
8 кю. Не сдавал экзамен на 7 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
68
Лаврентьев Михаил
Сдал экзамен на 7 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
69
Кошенко Дмитрий
Сдал экзамен на 7 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
70
Кульменёв Андрей
Сдал экзамен на 7 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
71
Бершадская Валерия
Сдала экзамен на 8 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
72
Волков Артём
9 кю. Не сдавал экзамен на 8 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
73
Талатанова Наталья
Сдала экзамен на 8 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
74
Баранюк Владимир
Сдал экзамен на 8 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
75
Коновалов Владимир
Сдал экзамен на 8 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
76
Ким Вячеслав
Сдал экзамен на 8 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
77
Гунич Максим
9 кю. Не сдавал экзамен на 8 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
78
Петрук Антон
9 кю. Не сдавал экзамен на 8 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
79
Лукин Денис
9 кю. Не сдавал экзамен на 8 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
80
Семёнов Влад
9 кю. Не сдавал экзамен на 8 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
81
Беляев Дмитрий
9 кю. Не сдавал экзамен на 8 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
82
Плесовских Эльдар
10 кю. Не сдавал экзамен на 9 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
83
Смирнов Павел
Сдал экзамен на 9 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
84
Муксунов Руслан
Сдал экзамен на 9 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
85
Беспутин Никита
Сдал экзамен на 9 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
86
Гаев Владислав
Сдал экзамен на 9 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
87
Смирнов Александр
10 кю. Не сдавал экзамен на 9 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
88
Сыч Михаил
10 кю. Не сдавал экзамен на 9 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
89
Колегов Илья
10 кю. Не сдавал экзамен на 9 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
90
Капа Ярослав
10 кю. Не сдавал экзамен на 9 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
91
Плетнёв Александр
10 кю. Не сдавал экзамен на 9 кю. (тренер Анисимов Н.О). Томск.
92
Потовский Александр
10 кю. Не сдавал экзамен на 9 кю. (тренер Анисимов Н.О). Томск.
93
Петренко Павел
10 кю. Не сдавал экзамен на 9 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
94
Гарнец Никита
Сдал экзамен на 9 кю. (тренер Анисимов Н.О). Томск.
95
Малеев Валерий
Сдал экзамен на 9 кю. (тренер Шагеев С.А). Северск.
96
Арчаков Кирилл
Сдал экзамен на 9 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
97
Анциферова Елена
Сдала экзамен на 9 кю. (тренер Шагеев С.А). Северск.
98
Стреляева Любовь
Сдала экзамен на 9 кю. (тренер Шагеев С.А). Северск.
99
Соболева Кристина
Сдала экзамен на 9 кю. (тренер Шагеев С.А). Северск.
100
Ибрагимов Артур
Сдал экзамен на 9 кю. (тренер Шагеев С.А). Томск.
101
Медведев Михаил
Сдал экзамен на 10 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
102
Зезюля Данил
Сдал экзамен на 10 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
103
Моргунов Сергей
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
104
Терешин Артём
Сдал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
105
Игнатов Иосиф
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
106
Стрелков Олег
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
107
Михеев Андрей
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
108
Русаков Антон
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
109
Черемных Антон
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
110
Горожанкина Карина
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
111
Коновалов Тимофей
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
112
Показаньев Александр
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
113
Вохрамеев Денис
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
114
Аникин Максим
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
115
Соболевский Иван
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
116
Шегаров Захар
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
117
Чесноков Денис
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
118
Смарыгин Антон
Сдал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
119
Голышев Данил
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
120
Дербышев Данил
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
121
Андреев Тихон
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
122
Шмаков Денис
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А). Томск.
123
Гвардюбров Сергей
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Гуцал И.В.). Томск.
124
Повышев Владислав
Сдал экзамен на 8 кю. (тренер Шагеев С.А). Томск.
125
Шапоренко Никита
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
126
Бойцов Олег
Сдал экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А). Северск.
127
Прохоров Денис
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
128
Довыденко Леонид
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
129
Кудрин Павел
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
130
Кудрин Илья
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
131
Уткин Данил
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
132
Жданова Софья
Сдала экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А). Северск.
133
Сергеев Александр
Сдал экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А). Северск.
134
Горколцев Максим
Сдал экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А). Северск.
135
Макаров Александр
Сдал экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А). Северск.
136
Макарова Татьяна
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А.). Северск.
137
Савин Илья
Сдал экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А). Северск.
138
Керимов Элнур
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А.). Томск.
139
Орлова Мария
Сдала экзамен на 10 кю. (тренер Шагеев С.А). Северск.
140
Бершадская Анна
Нет кю. Не сдавала экзамен на 10 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
141
Борисова Влада
Нет кю. Не сдавала экзамен на 10 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
142
Кикоть Мария
Нет кю. Не сдавала экзамен на 10 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
143
Санина Анастасия
Нет кю. Не сдавала экзамен на 10 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
144
Губин Денис
Сдал экзамен на 10 кю. (тренер Анисимов Н.О). Томск.
145
Федотов Никита
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Анисимов Н.О.). Томск.
146
Халилов Мавлюд
9 кю. Не сдавала экзамен на 9 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
147
Малинин Александр
Нет кю. Не сдавал экзамен на 10 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.
148
Штрыков Дмитрий
Сдал экзамен на 3 кю. (тренер Шагеев С.А). Северск.
149
Иванов Максим
8 кю. Не сдавал экзамен на 7 кю. (тренер Родин К.А.). Томск.

CATALOG.METKA.RU